Электронная цифровая подпись (ЭЦП) для онлайн-кассы
Электронная цифровая подпись (ЭПЦ) - это зашифрованный идентификатор физлица.
ЭПЦ записывают на электронный ключ, смарт-карту или флешку. Цифровая подпись нужна для оформления электронных документов. Подписанные ЭЦП электронные документы равны бумажным с печатью и подписями от руки.
Нужна ли цифровая подпись для онлайн-кассы?
До вступления в силу 54-ФЗ предприниматели должны были посетить отделение ФНС, чтобы поставить ККТ на учет.
Онлайн-кассы подразумевают возможность онлайн-оформления у налоговиков и у оператора фискальных данных (ОФД передает сведения по чекам налоговикам). Все это требует от предпринимателя завести электронную цифровую подпись.
ЭЦП - это первый шаг при регистрации кассовой техники:
Ответ на вопрос «Нужна ли электронная подпись для онлайн-кассы?» может быть только положительным.
ЭПЦ применяют в следующих случаях:
- Постановки кассы на учет
- Подписания или разрыва договора с ОФД
- Перерегистрации онлайн-ККТ
Тип ЭПЦ, подходящий для онлайн-кассы
Электронной подписью называют зашифрованную цифровым методом информацию, которая помогает идентифицировать человека. ЭПЦ помогает физлицу подписывать электронные документы. Делать их равнозначными бумажным - с подписью от руки.
Алгоритм ЭЦП записывают на электронные носители: электронный ключ, смарт-карту eToken или на обычную флешку. Электронная подпись действует всего год.
Существует три типа ЭЦП:
- Простая (обычная) для физлиц в банках
- Усиленная неквалифицированная (например, при документообороте между сотрудниками)
- Усиленная квалифицированная подпись (КЭП) для обмена сведениями с ФНС
КЭП для онлайн-кассы нужна усиленного типа. Потому что это самый защищенный от взлома и подделки вид ЭЦП. Ее невозможно создать самостоятельно и бесплатно. Такие подписи формируют зарегистрированные сертификационные центры. Данная услуга платная.
Если предприниматель обладает действующей усиленной квалифицированной ЭЦП, которая сделана для подачи в налоговую отчетности, отдельную подпись для регистрации онлайн-кассы делать не нужно.
Электронная подпись для ИП для онлайн-кассы
Индивидуальный предприниматель, который только зарегистрировался и еще не отправлял отчет в налоговую, впервые столкнется с электронной подписью при регистрации онлайн-кассы.
К ней выдвигаются следующие требования:
- Выдача через удостоверяющий центр (со списком можно ознакомиться на сайте ФНС)
- Выписана на самого предпринимателя (нельзя зарегистрировать онлайн-кассу через ЭЦП бухгалтера)
Квалифицированную электронную подпись для ИП для регистрации онлайн-кассы нельзя будет использовать для интернет-аукциона госзакупок. Для этого существуют отдельные квалифицированные подписи.
К сожалению, компаниям не подойдет для регистрации онлайн-кассы та ЭЦП, которая покупалась для ЕГАИС. У них различное назначение.
Где и как получить ЭПЦ для онлайн-кассы?
Если ИП не получил еще КЭП для электронного документооборота с налоговой, то для регистрации онлайн-кассы она обязательно понадобится. Чтобы ее получить, необходимо обратиться в специальный удостоверяющий центр.
Полный перечень таких компаний есть на сайте Минкомсвязи, и этот список постоянно обновляется. Актуальность сведений о центре лучше проверять на сайте ведомства, т.к. Минкомсвязь может досрочно прекратить аккредитацию удостоверяющего центра.
Как получить ЭПЦ?
- Выбрать подходящий центр:
- Исходя из цены услуги
- По месту расположения
КЭП для онлайн-кассы стоит от 1,5 до 4 тысяч рублей. На стоимость влияет надежность компании, наличие техподдержки у центра и «раскрученности» его бренда.
- Написать заявление. Это можно сделать лично, написав от руки заявление на получение КЭП для онлайн-кассы. Если центр имеет форму заявки на сайте, лучше всего сформировать заявку в электронном виде, так вы экономите свое время.
- Подготовить документы. Помимо заявления центр запросит копии всех документов, которые подтверждают данные о деятельности предпринимателя.
- Оплатить услугу. Когда заявка будет рассмотрена, центр выставит счет. Готовую КЭП для онлайн-кассы выдадут только после получения денег за услугу.
- Получение готового ключа. По закону забрать ключ ИП может:
- Сам предприниматель
- Человек, который имеет доверенность на представление интересов предпринимателя
Независимо от того, кто получает подпись, в центр надо привести документ о платеже и оригинальные версии документов о ведении бизнеса (обычно принимаются копии, которые заверены нотариально, но лучше уточнить в центре).
Срок действия подписи - один год. Далее требуется получить новую ЭЦП. Обычно для продления срока подписи в том же центре не требуется большого количества документов. Однако, если удостоверяющая организация закрыла деятельность, все придется начинать заново.
Юридическое лицо может оформить ЭЦП для онлайн-кассы только в стенах удостоверяющего центра. ИП доступна эта услуга в МФЦ и в ФНС.
Какие документы необходимы для формирования ЭЦП
Чтобы сформировать ЭЦП для онлайн-кассы, необходимо предоставить стандартный пакет документов (копии):
- Устав
- Учредительный договор
- Приказ о назначении директора и скан его паспорта, СНИЛС, ИНН
- Свидетельства о регистрации юрлица и о постановке на учет в налоговую
Также сертификационный центр запросит выписку из реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), которая сделана не позже, чем за 6 месяцев до этого. Иногда для получения КЭП требуют более свежую выписку из реестра. Этот факт рекомендуется узнать в конкретном центре.
Компания для формирования цифрового ключа может запросить иной пакет нужных бумаг. Он может быть как большим, так и меньшим. Информацию об актуальных сведениях рекомендуем уточнить непосредственно в центре.
Удаленная регистрация онлайн-кассы с КЭП
Компания или предприниматель, зарегистрировавшие КЭП для онлайн-кассы, могут применять ее для обращения в ФНС. Это делается с помощью ресурса nalog.ru - официального портала Федеральной налоговой службы.
Удаленная регистрация онлайн-кассы с КЭП:
- Вход в личный кабинет на портале ФНС
- Выбор «Учет онлайн-ККТ»
- Заполнение формы данными о кассовом аппарате (номерной знак, ФН и прочее)
- Подтверждение сведений с помощью цифровой подписи (кнопка «подписать и отправить»)
- Затем необходимо подождать ответа от налоговой
Как проверяется ЭЦП для онлайн-кассы?
Регистрация онлайн-кассы с помощью квалифицированной электронной подписи потребует от ИП не только флешку с ключом, еще понадобится:
- Шифровальное программное обеспечение «КриптоПро». ПО ставится на компьютер, ноутбук предпринимателя и запускается во время использования ЦЭП.
- Сертификат с открытым ключом, подтверждающий то, что подпись принадлежит владельцу.
Какую роль играет каждый из перечисленных элементов:
Программный комплекс для шифрования
Если ИП решает отправить данные об онлайн-кассе в налоговую или ОФД, то шифровальное ПО необходимо открыть на компьютере.
Программный комплекс для шифрования преобразовывает документ с помощью алгоритма (этот процесс называется хеширование).
Личный секретный ключ и открытый ключ
Документ, который проходит кодирование с использованием личного секретного ключа, пересылается в ОФД или напрямую в ФНС вместе с открытым сертификатом. Там подпись проверяется следующим образом:
- Электронный документ прогоняется через шифровальную программу, создается хеш-документ;
- ЭЦП для онлайн-кассы проверяется с помощью открытого ключа, получается еще один хеш-документ.
Если данные этих двух документов одинаковы, то признается, что сведения, которые передал предприниматель или компания, имеют юридическую силу.
UPD: обновлено 22.10.2019
Как правильно принимать оплату онлайн в интернет-магазине по 54-ФЗ?
Еще нет своего сайта? Запустите интернет-магазин на платформе 5CMS - Все для продаж уже внутри!
-
Онлайн-кассы работают через интернет, печатают чеки и передают информацию обо всех операциях в ФНС в онлайн-режиме через оператора фискальных данных (ОФД).
-
Перейти на новую прошивку онлайн-касс ФФД 1.05 необходимо всем предпринимателям с ФФД 1.0 до 1 января 2019 года.
-
Согласно законодательству РФ, на онлайн-кассы должны перейти организации, оказывающие все возможные услуги (например, салоны красоты, детские развивающие центры, туристические фирмы и т.д.).